В рамках Марафона функциональной грамотности «НАУКАБУМ» в параллели 4-х классов прошли «живые уроки», которые провел специалист «Государственного заповедника «Присурский».
Ребята узнали, что заповедник «Присурский» является особо охраняемой природной территорией федерального значения, нахождение там возможно только по разрешению. Животные и растения, почва, водоемы живут по законам Природы, в заповеднике запрещена всякая хозяйственная деятельность. Заповедник состоит из трех участков: Алатырский, Батыревский и Яльчикский. На своей территории сохранил примерно 1000 видов растительности и дополнительно 120 разновидностей грибов, 46 видов млекопитающих, 190 видов птиц, в местных водоемах насчитывается 33 вида рыб, есть земноводные, всего их 9 видов, 7 различных пресмыкающихся, более чем 1500 разновидностей насекомых.
В качестве наглядного материала сотрудники привезли передвижную экспозицию - «Музейные чемоданы», по которой школьники знакомились со многими обитателями заповедного леса в зимний и летний период. Ребята своими глазами увидели самое маленькое млекопитающее – бурозубку, самого маленького хищного зверька – ласку, дербника – только этот вид соколов живет в лесу.
На наглядных примерах школьники узнали о влиянии животных на среду обитания, «построили» пищевые сети, убедились в важной роли каждого живого организма, «исследовали» отличия «жизни» заповедного леса в зимний и летний периоды. Рассказ сопровождался мультимедийной презентацией, показом фотографий, снятых фотоловушками на территории заповедника «Присурский».
Благодаря необычным заданиям на анализ и сравнение процессов в окружающей среде, загадкам, урок становится интересней и увлекательней. Ребята с удовольствием отвечали на вопросы, искали ответы на проблемные вопросы. Самые активные участники получили на память небольшие сувениры от сотрудников заповедника «Присурский».
Такие «живые уроки» способствуют более эффективному освоению основной образовательной программы, расширению кругозора обучающихся, формированию их творческих способностей, помогают развивать естественно-научную грамотность, одну из составляющих функциональной грамотности младших школьников.