Аннотация к рабочей программе по предмету
«Русский язык» в 10-11 классах
Приоритетным направлением языкового образования в 10-11 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.
Углублённое изучение предполагает:
• более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;
• введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;
• рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;
• расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;
• усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;
• моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.
Общая характеристика курса.
Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10-11 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделю следующие:
• формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;
• формирование культуроведческой компетенции учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.
Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.
Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.
Коммуникативная компетенция предусматривает:
• наличие определённых теоретических сведений о языке;
• наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);
• наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;
• наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.
Углублённо-обобщающий
курс русского языка 10-11 классов представлен 16 содержательно-структурными
блоками, шесть из которых изучаются в 10 классе, десять – в 11 классе.
Блочно-модульный принцип позволяет:
• во-первых, формировать
различные типы компетенции на материале одного блока модулей;
• во-вторых, наращивать
компетенции за счёт «спирального» принципа изучения языка и обучения речи, что
имеет свои преимущества по сравнению с линейным принципом;
• в-третьих, осуществить
переход к индивидуально ориентированной организации учебного процесса.
Следует отметить, что в основе подобного подхода к
изучению родного языка находится анализ текста. Это позволяет решать проблемы
просвещения средствами предмета, формирования культуроведческой компетенции, а
также воспитывать при анализе художественного или публицистического текста на
морально-этическую тему, развивать логическое мышление, обучать умению
самостоятельно пополнять знания, формировать общеучебные умения.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится в 10 классе - 105 часов, в
11 классе -102 часа (3 часа в неделю).
В программу включены планируемые результаты образования (личностные, метапредметные, предметные).
Форма организации учебного процесса: классно-урочная система.
Формы контроля знаний,
умений и навыков: входной
контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального
опроса, тестов, проверочных работ, контрольных диктантов; контрольный диктанты
за 1 полугодие, промежуточная аттестация в форме контрольной работы (диктант).
Структура рабочей
программы. Рабочая программа составлена в соответствии
с «Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов» и содержит
следующие разделы: 1)
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание
учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.