Русский язык

Аннотация к рабочей программе по предмету

«Русский язык» в 10-11 классах

            Приоритетным направлением языкового образования в 10-11 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.

            Углублённое изучение предполагает:

• более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;

• введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;

• рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;

• расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;

• усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

• моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.

            Общая характеристика курса. 

            Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10-11 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделю следующие:

• формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

• формирование культуроведческой компетенции учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся.

            Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.

            Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.

            Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.

Коммуникативная компетенция предусматривает:

• наличие определённых теоретических сведений о языке;

• наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);

• наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;

• наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.

            Углублённо-обобщающий курс русского языка 10-11 классов представлен 16 содержательно-структурными блоками, шесть из которых изучаются в 10 классе, десять – в 11 классе.

            Блочно-модульный прин­цип позволяет:

во-первых, формировать различные типы компетенции на материале одного блока модулей;

во-вторых, наращивать компетенции за счёт «спирального» принципа изучения языка и обучения речи, что имеет свои преимущества по сравнению с линейным принципом;

в-третьих, осуществить переход к индивидуально ориентиро­ванной организации учебного процесса.

          Следует отметить, что в основе подобного подхода к изучению родного языка находится анализ текста. Это позволяет решать проблемы просвещения средствами предмета, формирования культуроведческой компетенции, а также воспитывать при анализе художественного или публицистического текста на морально-этическую тему, развивать логическое мышление, обучать умению самостоятельно пополнять знания, формировать общеучебные умения.

          Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане 

          На изучение предмета отводится в 10 классе - 105 часов, в 11 классе -102 часа (3 часа в неделю).

          В программу включены планируемые результаты образования (личностные, метапредметные, предметные).

          Форма организации учебного процесса: классно-урочная система.

          Формы контроля знаний, умений и навыков: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов, проверочных работ, контрольных диктантов; контрольный диктанты за 1 полугодие, промежуточная аттестация в форме контрольной работы (диктант).

          Структура рабочей программы. Рабочая программа составлена в соответствии с «Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов» и содержит следующие разделы: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.