Родная литература (чувашская)

Аннотация по предмету «Родная литература (чувашская)»

для 10-11 классов

      

 Цель реализации программы: освоение содержания учебного предмета «Родная

(чувашская) литература» и достижение обучающимися результатов обучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

 Достижение цели подразумевает решение следующих задач:

1) совершенствование речевой деятельности обучающихся на родном (чувашском) языке:

умений и навыков, обеспечивающих владение литературным языком и его изобразительно выразительными средствами;

2) анализ произведений литературы, способствующий формированию эстетического вкуса и развернутых высказываний аналитического и интерпретирующего характера;

3) сопоставление нравственных идеалов произведений родной (чувашской), региональной и русской литератур, выявление их сходства и национально обусловленного своеобразия

художественных решений;

4) использование историко-литературных сведений и теоретико-литературоведческих понятий для формирования представления о своеобразии чувашской литературы;

5) сопоставление чувашской литературы (драматургии) с театральным искусством;

6) определение индивидуального круга чтения по родной (чувашской) литературе, выбор

произведений, обладающих эстетической ценностью, 6 способствующих формированию

культуры межнациональных отношений, а также познанию мира и себя в мире;

7) развитие коммуникативно-эстетических способностей обучающихся посредством

активизации устной и письменной речи, исследовательской и творческой рефлексии;

8) систематизация и использование необходимой информации (в том числе в сети Интернет) для подготовки развернутых высказываний аналитического и интерпретирующего характера.

Ожидаемые результаты изучения предмета

Выпускник должен знать:

- авторов и названия изученных произведений;

- сюжет и героев произведений;

- жанровые особенности изученных произведений;

- творческий путь классиков чувашской литературы конкретного периода;

- составлять конспект и тезисный план литературно – критических статей,

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- содержание и проблематику самостоятельно прочитанных литературных произведений,

подлежащих обязательному изучению;

 - ключевые проблемы чувашской литературы и отечественной культуры; связь изучаемого произведения со временем его написания.

Учащиеся должны уметь:

-выявлять основную проблематику произведений, раскрывать историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

- характеризовать героя произведения и сопоставлять героев одного или нескольких

произведений;

- выделять художественные приёмы и понимать их назначение;

- готовить доклад или реферат на литературную тему по различным источникам.

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, ученики должны знать

и уметь применять на практике:

• понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль

художественного вымысла в литературе;

• понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея,

композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь,

авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства

языка, особенности стихотворной речи;

• понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

• объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы,

идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

• характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного

или нескольких произведений;

• обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

• определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к

одному из литературных родов и жанров;

• выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

• давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

• писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица

рассказчика, с другим дополнительным заданием;

• писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;

• писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного

отношения к героям и событиям.

 В результате изучения «Родной (чувашской) литературы» учащиеся овладеют:

 - умением анализировать и критически осмысливать авторский текст, выделить главное;

 - навыком сопоставлять несколько источников информации и делать собственные

выводы;

 - техникой устной и письменной презентации проекта, доклада, статьи от формально

предъявленных требований;

 - различными способами конспектирования;

 - навыком сопоставлять несколько источников информации и делать собственные

выводы;

 - техникой устной и письменной презентации проекта, доклада, статьи в зависимости

от формально предъявленных требований;

 - опытом разработки и выполнения проектов, социологических исследований,

вопросников различного типа;

 - опытом проведения дискуссий, учебных конференций, в творческих конкурсах,

анкетирования, опроса общественного мнения;

 - соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения;

 - представление результатов исследования (текстовое или компьютерное представление) с использованием наглядной информации (фотографии, видеофрагменты, иллюстрации и др.) в научно-практических конференциях.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары на изучение учебного

предмета «Родная (чувашская) литература» в 10 - 11 классах отводится 68 часов (т.е. 1 час в неделю). Срок реализации программы 2 года.