Аннотация по
предмету «Родная литература (чувашская)»
для 10-11 классов
Цель реализации программы: освоение содержания
учебного предмета «Родная
(чувашская)
литература» и достижение обучающимися результатов обучения в соответствии с требованиями,
установленными ФГОС СОО.
Достижение цели подразумевает решение
следующих задач:
1)
совершенствование речевой деятельности обучающихся на родном (чувашском) языке:
умений
и навыков, обеспечивающих владение литературным языком и его изобразительно выразительными
средствами;
2)
анализ произведений литературы, способствующий формированию эстетического вкуса
и развернутых высказываний аналитического и интерпретирующего характера;
3)
сопоставление нравственных идеалов произведений родной (чувашской),
региональной и русской литератур, выявление их сходства и национально
обусловленного своеобразия
художественных
решений;
4)
использование историко-литературных сведений и теоретико-литературоведческих
понятий для формирования представления о своеобразии чувашской литературы;
5)
сопоставление чувашской литературы (драматургии) с театральным искусством;
6)
определение индивидуального круга чтения по родной (чувашской) литературе,
выбор
произведений,
обладающих эстетической ценностью, 6 способствующих формированию
культуры
межнациональных отношений, а также познанию мира и себя в мире;
7)
развитие коммуникативно-эстетических способностей обучающихся посредством
активизации
устной и письменной речи, исследовательской и творческой рефлексии;
8)
систематизация и использование необходимой информации (в том числе в сети Интернет)
для подготовки развернутых высказываний аналитического и интерпретирующего
характера.
Ожидаемые
результаты изучения предмета
Выпускник
должен знать:
-
авторов и названия изученных произведений;
-
сюжет и героев произведений;
-
жанровые особенности изученных произведений;
-
творческий путь классиков чувашской литературы конкретного периода;
-
составлять конспект и тезисный план литературно – критических статей,
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
содержание и проблематику самостоятельно прочитанных литературных произведений,
подлежащих
обязательному изучению;
- ключевые проблемы чувашской литературы и
отечественной культуры; связь изучаемого произведения со временем его
написания.
Учащиеся
должны уметь:
-выявлять
основную проблематику произведений, раскрывать историческое и общечеловеческое
содержание изученных произведений;
-
характеризовать героя произведения и сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
-
выделять художественные приёмы и понимать их назначение;
-
готовить доклад или реферат на литературную тему по различным источникам.
Осваивая
художественные произведения, указанные в программе, ученики должны знать
и
уметь применять на практике:
•
понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль
художественного
вымысла в литературе;
•
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема,
идея,
композиция,
взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь,
авторская
характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства
языка,
особенности стихотворной речи;
•
понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В
области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
•
объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его
темы,
идейно-нравственного
содержания, в изображении героев;
•
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев
одного
или
нескольких произведений;
•
обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
•
определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к
одному
из литературных родов и жанров;
•
выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их
фрагменты;
•
давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос
(рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
•
писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица
рассказчика,
с другим дополнительным заданием;
•
писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную
тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
•
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением
собственного
отношения
к героям и событиям.
В результате изучения «Родной (чувашской)
литературы» учащиеся овладеют:
- умением анализировать и критически
осмысливать авторский текст, выделить главное;
- навыком сопоставлять несколько источников
информации и делать собственные
выводы;
- техникой устной и письменной презентации
проекта, доклада, статьи от формально
предъявленных
требований;
- различными способами конспектирования;
- навыком сопоставлять несколько источников
информации и делать собственные
выводы;
- техникой устной и письменной презентации
проекта, доклада, статьи в зависимости
от
формально предъявленных требований;
- опытом разработки и выполнения проектов,
социологических исследований,
вопросников
различного типа;
- опытом проведения дискуссий, учебных
конференций, в творческих конкурсах,
анкетирования,
опроса общественного мнения;
- соблюдать этикетные правила в процессе
речевого общения;
- представление результатов исследования
(текстовое или компьютерное представление) с использованием наглядной
информации (фотографии, видеофрагменты, иллюстрации и др.) в
научно-практических конференциях.
Согласно
учебному плану МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары на изучение учебного
предмета
«Родная (чувашская) литература» в 10 - 11 классах отводится 68 часов (т.е. 1
час в неделю). Срок реализации программы 2 года.