Аннотация
к рабочей программе по предмету
«Литература» в 10-11
классах
Актуальность.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в
формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего
невозможно духовное развитие нации в целом. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развития творческих способностей — необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе ик окружающему миру.
Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовномуопыту
русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русскойклассической
литературе как художественном явлении, вписанномв историю мировой литературы и
обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями
словесногоискусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о
богатстве и многообразии художественной культуры, духовного инравственного
потенциала многонациональной России.
Специфика. Данная программа составлена с учетом
преемственности с примерными программами для начального общего и основного
общего образования, опирается на традицию изучения художественного произведения
как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы
эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение
старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы
позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого
поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся,
воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями
отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на
личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,
а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного
образования.
Художественные произведения представлены
в перечне в хронологической последовательности: от
литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня
определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на
сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в
старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об
историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог
классической и современной литературы.
Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры
читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности
обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных
текстов.
Стратегическая цель
предмета в 10–11-х классах – завершение формирования соответствующего
возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению
художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную
ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи учебного предмета «Литература»:
– получение опыта
медленного чтения произведений русской, родной
(региональной) и мировой
литературы;
– овладение необходимым
понятийным и терминологическим аппаратом,
позволяющим обобщать и
осмыслять читательский опыт в устной и
письменной форме;
– овладение навыком
анализа текста художественного произведения
(умение выделять
основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые,
сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения
действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные
планы текста, умение «видеть» подтексты);
– формирование умения анализировать в устной
и письменной форме
самостоятельно
прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
– формирование умения самостоятельно
создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и
др.);
– овладение умением
определять стратегию своего чтения;
– овладение умением
делать читательский выбор;
– формирование умения
использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов
библиотек, музеев, архивов, в том
числе цифровых,
виртуальных;
– овладение различными
формами продуктивной читательской и текстовой
деятельности (проектные
и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
– знакомство с историей
литературы: русской и зарубежной литературной
классикой, современным
литературным процессом;
– знакомство со смежными
с литературой сферами искусства и научного
знания (культурология,
психология, социология и др).
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 207 часов.
В том числе: в 10 классе - 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе – 102 часа(3
часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в
10-11 классах:
- Литература.
10 класс. В 2-ч/ / Ю.В.Лебедев. —7-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
-
Литература. 11 класс. В 2-ч./ В.П.Журавлев.–
М.: Просвещение, 2019.
- Литература.
8 класс. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2018.
-
Литература. 9 класс. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2018.
В программу включены планируемые
результаты образования(личностные, метопредметные,
предметные).
Общая характеристика курса.
Литература как искусство словесного образа — особый способ
познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями
от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального
воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость,
предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из
ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует
формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина,
патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих
способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически
относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями
искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с
подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации,
диалога с идейным и культурным наследием русских и зарубежных писателей разных
эпох. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному
опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической
литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и
обладающем несомненной национальной самобытностью. Художественная картина
жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых
знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но
и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно
сопоставляют с философией, историей, психологией, называют художественным
исследованием, человековедением, учебником жизни.
В рабочей программе курс
10 класса представлен разделами:
1. Введение (1ч.)
2.Русская литературная критика второй
половины XIX века (2ч.)
3. Русская литература XIX века. Вторая
половина (99ч.)
4. О мировом значении русской литературы
(3ч.)
В рабочей программе курс 11 класса
представлен разделами:
1. Введение
2. Литература начала XX
века
3. Писатели-реалисты начала
XX века
4. Серебряный век русской
поэзии Символизм
5. Акмеизм.
6. Футуризм.
7. Новокрестьянская поэзия
(Обзор)
8. Литература 20-х годов XX
века
9. Литература 30-х годов XX
века (Обзор)
10. Литература периода
Великой Отечественной войны. (Обзор)
11. Литература 50—90-х годов
(Обзор)
12. Из литературы народов
России
13. Литература конца XX —
начала XXI века
14. Из зарубежной литературы
В разделах для каждого класса даются:
перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации,
раскрывающиеих основную проблематику и художественное своеобразие.
Изучениюпроизведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.Материалы
по теории и истории литературы представлены в каждом
классе и разделе программы.
Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная система (уроки -
практикумы, уроки контроля, уроки развития речи, проекты).
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме
устного, индивидуального и фронтального опроса,тестов, проверочных работ,
комплексного анализа текстов; домашние задания
(задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы
различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), задания по
учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на
вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения
домашние и классные; годовой (итоговый) – годовая (итоговая) контрольная работа(тестирование).
Структура рабочей программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с «Положением о рабочей программе
учебных предметов, курсов» и содержит следующие разделы: 1)
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание
учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.