Аннотация
к рабочим программам по английскому языку
10-11
классы
Изучение
иностранного языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на
достижение следующих целей:
- дальнейшее
развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой,
социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая
компетенция
- совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой
деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое
речевое и неречевое поведение;
языковая
компетенция
- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и
сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие
навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная
компетенция
- увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого
языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение
адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в
культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная
компетенция
- дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых
средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная
компетенция
- развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать
учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его
помощью познавательные интересы в других областях знания;
- развитие и
воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению
иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию
иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через
наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному
самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация;
формирование качеств гражданина и патриота.
Задачи курса
-
формировать
умения общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей
средних школьников:
коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
-
освоить
лингвистические представления, доступные школьникам десятых классов и необходимые для владения устной и письменной
речью на английском языке: формирование универсальных лингвистических понятий
(звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и т. п.);
-
развивать
личность ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память и
воображение; мотивация к дальнейшему изучению английского языка;
-
приобщить
к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с
миром их зарубежных
сверстников;
-
воспитывать
дружелюбное отношение к представителям других стран.
Учебный план школы предусматривает
обязательное изучение английского языка на этапе среднего общего образования в
объеме: в 10 классе —3 ч. в неделю, в 11 классе —3 ч. в неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате
изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- значения новых
лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и
соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики,
реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран
изучаемого языка;
- значение
изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные
и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная
речь/косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
- страноведческую
информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников:
сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и
современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и
мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила
речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным
статусом партнера;
уметь:
говорение:
- вести диалог,
используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения
(в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в
обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом,
соблюдая правила речевого этикета;
- рассказывать о
своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять
социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
аудирование:
- относительно
полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных
ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать
необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических
(объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж),
соответствующих тематике данной ступени обучения;
чтение:
- читать
аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные,
научно-популярные, прагматические, - используя основные виды чтения
(ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от
коммуникативной задачи;
письменная речь:
- писать личное
письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой
в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- общения с
представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
- получения
сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет),
необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
- расширения
возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
- изучения
ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран;
ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России;
- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Языковая
компетенция:
- применение правил написания слов,
изученных в основной школе;
- адекватное произношение и
различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного
ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных
особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное,
вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений
на смысловые группы;
- распознавание и употребление в
речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний,
реплик-клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования
(аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений
многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической
сочетаемости;
- распознавание и употребление в
речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого
языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видо-временных форм
глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных,
степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных,
предлогов);
- знание основных различий систем
иностранного и русского/родного языков;
Социокультурная
компетенция:
- знание национально-культурных
особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах
изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в
устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее
распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой
лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных
образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомство с образцами
художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление об особенностях
образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных
достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представления о сходстве и
различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения
иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная
компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и приеме информации за счет использования
контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса,
словарных замен, жестов, мимики.
Б. В
познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые
явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений,
слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с
текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в
зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной
понимания);
- умение действовать по
образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных
высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять
индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным
материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и
толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приемами
дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В
ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как
средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в
процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка,
установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном
полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных
языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной
адаптации;
- приобщение к ценностям мировой
культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе
мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах,
туристических поездках, молодежных форумах.
Г. В
эстетической сфере:
- владение элементарными средствами
выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с
образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами
иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в
процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой
сфере:
- умение рационально планировать
свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с
намеченным планом.
Е. В
физической сфере:
- стремление вести здоровый образ
жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес). .
Языковые знания и навыки.
В старшей школе осуществляется
систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе,
продолжается овладение учащимися новыми языковыми знаниями и навыками в
соответствии с требованиями
базового уровня владения английским языком.
Орфография.
Совершенствование орфографических
навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический
минимум базового уровня.
Фонетическая сторона речи.
Совершенствование
слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому материалу,
навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских
словах и фразах; ритмико-интонационных
навыков оформления различных типов предложений.
Лексическая сторона речи.
Систематизация лексических единиц,
изученных в 5-9 классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации устного и письменного общения. Лексический минимум
выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических единиц.
Расширение потенциального словаря за
счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов,
образованных на основе продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в
речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и
старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний,
реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран;
навыков использования словарей.
Грамматическая сторона речи.
•
Продуктивное
овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и
коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала,
усвоенного в основной школе.
•
Совершенствование
навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения;
систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в
том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных,
маловероятных и невероятных:
Соnditional
I, II, III.
• Формирование навыков распознавания и
употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own
room), конструкцией “so/such +
that” (I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who…, It’s time you did smth.
• Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple,
Past Simple, Present and Past Continuous, Present and Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов.
• Знание признаков и навыки распознавания в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present
Perfect Continuous and Past Perfect Continuous и страдательного залога Present
Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive, Present Perfect
Passive.
- Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive,
Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle
I and Gerund) без
различения их функций.
-
Формирование
навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств
для выражения будущего
времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous.
-
Совершенствование
навыков употребления определенного/неопределенного/ нулевого артиклей; имен существительных в единственном и
множественном числе (в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в
речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, тносительных, вопросительных местоимений;
прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/a little); количественных и порядковых
числительных.
-
Систематизация
знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах,
выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его
целостности, например, наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).