Русский язык

Аннотация к рабочей программе по предмету

«Русский язык» в 5-9 классах (ФГОС ООО)

 

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М. Просвещение, 2016 г и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2016г.)

Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.

При выборе УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала. 

Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. 

Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Общие цели учебного предмета:

 * воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

 * развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

 * готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

 * обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

 * формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

 * развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

* формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане 

На изучение предмета отводится 766 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 175 часов (5 часов в неделю), в 7 классе – 140 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 140 часов (4 часа в неделю), в 9 классе – 136 часов, (4 часа в неделю).

Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах: 

- Русский язык. 5 класс. В 2-ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.- М..: «Просвещение», 2015.

- Русский язык. 6 класс. В 2-ч./М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская,Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.- М..: «Просвещение», 2017.

- Русский язык. 7 класс. /М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская,Л.Т. Григорян, О.М. Александрова, А.Д.Дейкина,  И.И.Кулибаба,.- М..: «Просвещение», 2017.

- Русский язык. 8 класс. /Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.- М..: «Просвещение», 2017.

- Русский язык. 9 класс. /Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова.- М..: «Просвещение», 2018  .

В программу включены планируемые результаты образования(личностные, метапредметные, предметные).

Общая характеристика курса. Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.  

       Основные разделы программы:

5 класс–«Язык и общение», «Вспоминаем, повторяем, изучаем», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».

6 класс - «Язык. Речь. Общение», «Повторение пройденного в 5 классе», «Текст», «Лексика. Фразеология. Культура речи», «Словообразование. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах».

7 класс - «Русский язык как развивающее явление», «Повторение изученного в 5-6 классах», «Тексты и стили речи», «Морфология и орфография. Культура речи. Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Учебно-научная речь», «Категория состояния», «Служебные части речи», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие», «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах».

8 класс - «Русский язык в современном мире», «Повторение изученного в 5–7 классах», «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание», «Простое предложение», «Двусоставные предложения. Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные предложения», «Простое осложненное предложение», «Обособленные члены предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложений», «Прямая и косвенная речь», «Повторение и систематизация изученного в 8 классе».

9 класс - «Международное значение русского языка», «Повторение изученного в 5-8 классах», «Сложные предложения. Культура речи», «Сложносочинённые предложения», «Сложноподчиненные предложения», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», «Повторение и систематизация изученного в 5 -9 классах».

       Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система (уроки - практикумы, уроки контроля, уроки развития речи, проекты). 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, индивидуального и фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; годовой (итоговый) – годовая (итоговая) контрольная работа(диктант). 

Структура рабочей программы. Рабочая программа составлена в соответствии с «Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов» и содержит следующие разделы: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.