Аннотация к
рабочей программе по предмету
«Русский язык» в
5-9 классах (ФГОС ООО)
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго
поколения основного общего образования, Примерной программой по русскому языку,
М. Просвещение, 2016 г и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов.
Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
5-9 классы – М.: Просвещение, 2016г.)
Обоснование выбора программы. Важной
отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к
преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение
элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики
речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных
результатов через универсальные учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников
Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика
контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и психологическим
особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС ООО,
завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала: от
частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала.
Актуальность. В системе
школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место:
является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа содержит
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области
фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии,
синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые
сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.
д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию
связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения
об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии
и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме
перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны
овладеть учащиеся.
Общие цели учебного предмета:
* воспитание гражданственности и
патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как
духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной
деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
* готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических
ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
* обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; *
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
* развитие всех видов речевой
деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
* формирование универсальных учебных
действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
* формирование прочных орфографических и
пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка
и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Место учебного предмета «Русский язык» в
учебном плане
На изучение предмета отводится 766 часов.
В том числе: в 5 классе - 175 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 175 часов
(5 часов в неделю), в 7 классе – 140 часов (4 часа в неделю), в 8 классе – 140
часов (4 часа в неделю), в 9 классе – 136 часов, (4 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах:
- Русский
язык. 5 класс. В 2-ч./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.
Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская.- М..: «Просвещение», 2015.
- Русский язык. 6 класс. В 2-ч./М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.
Тростенцова, Н.В. Ладыженская,Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.- М..:
«Просвещение», 2017.
- Русский язык. 7 класс. /М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.
Тростенцова, Н.В. Ладыженская,Л.Т. Григорян, О.М. Александрова,
А.Д.Дейкина, И.И.Кулибаба,.- М..:
«Просвещение», 2017.
- Русский язык. 8 класс. /Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,
О.М. Александрова.- М..: «Просвещение», 2017.
- Русский язык. 9 класс. /Л.А. Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина,
О.М. Александрова.- М..: «Просвещение», 2018
.
В программу включены планируемые
результаты образования(личностные, метапредметные,
предметные).
Общая характеристика курса. Содержание
русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой,
лингвистической и культуроведческой компетенции.
Основные разделы программы:
5 класс–«Язык
и общение», «Вспоминаем, повторяем, изучаем», «Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи», «Лексика.
Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология.
Орфография. Культура речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное»,
«Глагол», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».
6 класс
- «Язык. Речь. Общение», «Повторение пройденного в 5 классе», «Текст», «Лексика.
Фразеология. Культура речи», «Словообразование. Орфография. Культура речи»,
«Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное», «Имя
прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение и
систематизация изученного в 5 и 6 классах».
7 класс
- «Русский язык как развивающее явление», «Повторение изученного в 5-6
классах», «Тексты и стили речи», «Морфология и орфография. Культура речи.
Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Учебно-научная речь», «Категория
состояния», «Служебные части речи», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие»,
«Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах».
8 класс
- «Русский язык в современном мире», «Повторение изученного в 5–7 классах»,
«Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание», «Простое предложение»,
«Двусоставные предложения.
Главные члены предложения», «Второстепенные члены предложения», «Односоставные
предложения», «Простое осложненное предложение», «Обособленные члены
предложения», «Слова, грамматически не связанные с членами предложений», «Прямая
и косвенная речь», «Повторение и систематизация изученного в 8 классе».
9 класс
- «Международное значение русского языка», «Повторение изученного в 5-8 классах»,
«Сложные предложения. Культура речи», «Сложносочинённые предложения», «Сложноподчиненные
предложения», «Бессоюзные сложные предложения», «Сложные предложения с
различными видами связи», «Повторение и систематизация изученного в 5 -9
классах».
Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная система (уроки -
практикумы, уроки контроля, уроки развития речи, проекты).
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в
начале учебного года; текущий – в форме устного, индивидуального и фронтального
опроса, контрольных, словарных диктантов, диктантов с грамматическими
заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; годовой (итоговый)
– годовая (итоговая) контрольная работа(диктант).
Структура рабочей программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с «Положением
о рабочей программе учебных предметов, курсов» и содержит следующие разделы: 1)
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание
учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.