Математическое
образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на
всех ступенях школы. Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования,
так как всё больше специальностей связано с непосредственным применением
математики. Следовательно, расширяяется круг школьников, для которых математика становится
профессионально значимым предметом.
Математике
принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании
умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач
основной учебной деятельности на уроках математики развиваются
творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике
в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
-
развитие логического и
критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
формирование у учащихся
интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению
мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание качеств
личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать, самостоятельны
решения;
-
формирование качеств
мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к
математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
-
формирование
представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и
современного общества;
-
развитие представлений о
математике как форме описания и методе познания действительности, создание
условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
формирование
общих способов интеллектуальной
деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении
-
овладение
математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в
старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных
дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
создание фундамента для
математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание
математического образавания в основной школе формируется на основе
фундаментального ядра школьного математического образования. В программе
оно представлено в виде совокупности содержательных разделов,
конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к
основной школе. Программа регламентирует объём материала, обязательного для
изучения в основной школе, а также даёт примерное его распределение между 5-6
классами.
Содержание
математического образования применительно к основной школе представлено в виде
следующих содержательных разделов. Это арифметика;
алгебра; функции; вероятность и статистика, геометрия.
Содержание раздела
«Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует
развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами,
а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Учебный план школы на изучение математики в 5-6
классах отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Изучение
математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих
результатов:
в направлении
личностного развития
-
умение ясно, точно,
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления,
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от
факта;
-
представление о
математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее
развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
креативность мышления,
инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-
умение контролировать
процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способность к
эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
в метапредметном направлении:
-
первоначальные
представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки
и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть
математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
-
умение находить в
различных источниках информацию, необходимую для решения математических
проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и
использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать
гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять
индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии
решения задач;
-
понимание сущности
алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом;
-
умение самостоятельно
ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических
проблем;
-
умение планировать и
осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского
характера;
в предметном направлении:
-
умение работать с
математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
-
владение базовым
понятийным аппаратом:
-
развитие представлений о
числе;
-
овладение символьным
языком математики;
-
изучение элементарных
функциональных зависимостей;
-
формирование
представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об
особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
овладение практически значимыми
математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и
нематематических задач, предполагающее умение:
•
выполнять устные,
письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические
расчеты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера;
•
выполнять алгебраические
преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных
математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
•
пользоваться
математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей
между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
•
использовать
геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи,
делать рисунки, схемы по условию задачи;
•
измерять длины отрезков,
величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и
объемов геометрических фигур;
•
применять знания о
геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических
задач;
•
точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и
письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; обосновывать
суждения.