Аннотация
к рабочей программе по предмету
«Литература» в 5-9 классах
Рабочая программа по литературе для 5-9 класса составлена в
соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом второго поколения основного общего образования, Примерной
программой основного общего образования по литературе для
образовательных учреждений с русским языком обучения и с учетом Программы
общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под
ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014.
Обоснование выбора программы. Обоснованием
выбора данной программы является соответствие содержания программы, целей и
задач обучения требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта.
Актуальность.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской
школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности,
воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развития творческих способностей — необходимое условие становления
человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту
русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической
литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и
обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями
словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о
богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного
потенциала многонациональной России.
Специфика. Данная программа составлена с учетом
преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного
образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать
работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого
и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию
умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге,
потребности в общении с миром художественной литературы. В основу курса школьной
литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, а также историзма, традиций новаторства.
Главными
целями изучения предмета
«Литература» являются:
·
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
·
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
·
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и
содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
·
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
· овладение возможными алгоритмами
постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом
речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих
оценок и суждений по поводу прочитанного;
·
овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями
(формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из
различных источников, включая Интернет);
· использование опыта общения с произведениями
художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
Задачами курса является
· осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических
представлений,
· усвоение основных понятий теории и истории литературы,
· формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения,
· овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного
языка.
Место
учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
На изучение предмета отводится 452 часа. В
том числе: в 5 классе - 105 часов (3 часа в неделю), в 6 классе – 105 часов (3
часа в неделю), в 7 классе – 70 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 70 часов
(2 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебники, реализующие рабочую программу в
5-9 классах:
- Литература.
5 класс. В 2-ч/ / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
– М.: Просвещение, 2014.
- Литература.
6 класс. В 2-ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев,
В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
- Литература.
7 класс. / В.Я.Коровина,
В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.
- Литература.
8 класс. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2018.
-
Литература. 9 класс. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2018.
В программу включены планируемые
результаты образования(личностные, метапредметные,
предметные).
Общая характеристика курса.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет
«Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература
является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их
речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных
произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,
овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета
«Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного
искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания
концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического
принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе
(древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины
XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется
связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт
углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры,
общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная
литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность
получает проектная деятельность учащихся.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих
проблем(например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное
произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда
писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в
8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на
историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной
основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII века.
4. Русская литература ХIХ века.
5. Русская литература XХ века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
В разделах для каждого класса даются:
перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации,
раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы
по теории и истории литературы представлены в каждом
классе и разделе программы.
Форма
организации образовательного процесса: классно-урочная система (уроки -
практикумы, уроки контроля, уроки развития речи, проекты).
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме
устного, индивидуального и фронтального опроса, тестов, проверочных работ,
комплексного анализа текстов; домашние задания
(задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы
различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), задания по
учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на
вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения
домашние и классные; годовой (итоговый) – годовая (итоговая) контрольная работа(тестирование).
Структура рабочей программы.
Рабочая программа составлена в соответствии с ««Положением о рабочей программе
учебных предметов, курсов» и содержит следующие разделы: 1)
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание
учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества
часов, отводимых на освоение каждой темы.