Аннотация к рабочим программам по предмету «История и культура родного края». 5-9 классы
Рабочие программы по предмету «История и культура родного края» для 5-9 классов составлены на основе «Примерной программа курса по истории и культуре родного края», рекомендованной научно-методическим советом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (протокол заседания №4 от 7 мая 2015 года)
Целью программы по истории и культуре родного края является
формирование у учащихся целостного историко-культурного образа современной
Чувашии и чувашского народа в контексте российской и мировой культуры.
Задачами изучения курса истории и культуры родного края
являются:
‒ овладение учащимися научными знаниями об основных этапах
этногенеза чувашского народа, становления и развития Чувашской Республики,
месту и роли чувашского народа в истории России и в становлении российского
государства;
‒ овладение учащимися основными научными знаниями о культуре
чувашского народа, развития народной культуры, становлении и развитии
профессиональной культуры Чувашской Республики;
‒ знакомство с многообразной народной культурой России, мира
и формирование основ для понимания и восприятия особенностей разных культур;
‒ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к Чувашской
Республике, ее полиэтничному народу, многонациональному Российскому
государству;
‒ способствование формированию у учащихся ориентиров
гражданской, этнической, культурной идентификации в современном мире;
‒ приобщение школьников к культурным ценностям чувашского
народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным
ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;
‒ формирование у школьников способности к межкультурному
диалогу, умений применять историко-культурологические знания в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
‒ формирование у школьников эстетического вкуса, восприятия
памятников истории, культуры как ценного достояния и бережного отношения к
культурному наследию.
Содержательная составляющая курса полностью соответствует
Фундаментальному ядру содержания общего образования, в том числе обозначенным в
нем базовым национальным ценностям, что выражается и в возможности
интеграционных связей со всеми учебными предметами общего образования.
Общая характеристика
предмета
Программа курса истории и культуры родного края составлена
по модульному принципу, основой которого являются следующие концепты:
регион (Чувашская Республика); КУЛЬТУРА ЭТНОС
этнос (чувашский народ);
культура;
РЕГИОН ИСТОРИЯ
история.
Раскрывая эти понятия в учебном процессе, в действие
вовлекается еще один концепт, который условно можно обозначить как
«разнообразие культур». Во взаимодействии всех этих концептов реализуется
возможность отражения особенного и общего в культуре и истории Чувашии.
На основе этих концепт-понятий формируется содержательная
структура курса, в состав которой входят:
Культура региона и соответственно элементы культуры народов
Чувашии (диалог культур по-горизонтали);
Культура этноса (чувашского народа) и элементы этнической
культуры других народов России и мира (диалог культур по-вертикали);
История региона (Чувашской Республики) в контексте истории
Российской Федерации;
История чувашского народа в контексте истории народов и
государств Евразии.
Методологической основой курса истории и культуры родного края является системно-деятельностный подход, который выражается: во взаимосвязях всех тематических модулей и отельных тематических единиц содержательной составляющей курса на основе вышеобозначенных концептов; организации активной учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей; реализации развития личности в процессе образовательной деятельности.
Научной базой курса являются, в основном, следующие научные дисциплины: культурология, история и все вспомогательные исторические дисциплины, этнология, культурная и социальная антропология, этнография, искусствоведение, филология.
Результаты освоения
предмета «история и культура родного края»
К личностным результатам освоения курса ИКРК на ступени
основного общего образования, относятся:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к Отчеству, прошлому и настоящему народов Российской Федерации в
условиях многонационального государства, воспитание чувства долга и
ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам России и
Чувашии;
осознание своей этнической принадлежности; знание основ
истории, культуры своего народа, своего края, знакомство с культурным наследием
народов России;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к труду, ответственного
отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и
самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное и религиозное многообразие
современного мира;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и
культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми
и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи,
почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и
трудолюбие;
формирование основ экологической культуры, развитие опыта
экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;
развитие эстетического сознания через знакомство с
художественным наследием чувашского народа и народов России;
формирования бережного отношения к историческим и
современным материальным и духовным ценностям Чувашии, России и всего
человечества.
Метапредметные результаты включают в себя:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные);
способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике;
самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, построение индивидуальной образовательной
траектории.
К универсальным учебным действиям, формирующимся в
результате освоения курса ИКРК на ступени основного общего образования,
относятся:
регулятивные действия:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
коммуникативные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей,
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и
письменной речью, монологической контекстной речью, смысловое чтение;
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение
применить его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения курса ИКРК
К предметным результатам освоения курса ИКРК на ступени
основного общего образования относятся:
формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной
самоидентификации личности, осознающей и принимающей поликультурность
современного многоэтничного общества;
осознание общечеловеческой цивилизационной ценности
культурного и исторического наследия народов России и мира;
осмысления опыта истории и культуры Чувашии, как части
российской и мировой истории и культуры;
овладение элементами основ научного подхода к этнологическим
проблемам истории и культуры чувашского и других народов; знание ряда базовых
понятий, терминов этнологии и культурологи;
овладение основами научных знаний об этногенезе чувашского
народа, об истории Чувашии и Поволжья в контексте российской и евразийской
историй;
формирование основ для понимания особенностей народной
культуры, познания основ чувашской культуры, знакомства с культурами разных
народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и
культурного пространства Чувашии и России;
готовность применять знания о культуре и истории чувашского
и других народов для взаимопонимания и бесконфликтного общения в современном
поликультурном обществе;
освоение доступных способов изучения культурных явлений
современного общества с получением и анализом информации, в том числе из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;
готовность применять культурологические и исторические
знания для выявления и сохранения культурных и исторических памятников,
артефактов Чувашии, России и мира;
На этапе основного общего образования в 5 классе для полного
понимания взаимосвязей и преемственности развития культуры предполагается
сопоставительное изучение явлений искусства, науки, физической культуры Чувашии
прошлого (народная культура) и современности (профессиональная культура), а
также знакомство с конфессиями республики. Параллельно рассматриваются
аналогичные явления в культурах других народов. Материал 5 класса –
пропедевтика тем раскрывающих взаимосвязи концептов культура, регион,
этнос.
В 6 и 7 классах предполагается изучение чувашской народной
культуры, на основе этого изучения происходит погружение в так называемую
историю повседневности людей прошлых веков. Многие явления чувашской народной
культуры аналогичны явлениям других народов тех лет, и знакомство с ними
нивелирует недостаточное понимание обществом культуры своих крестьянских
предков. Подавляющее большинство современных жителей России являются потомками
крестьян, которые еще в XIX веке составляли около 90% всего населения нашей
страны. Необходимо понимать, что толерантность, в самом позитивном смысле этого
термина, ни в ком случае не отрицающего собственного этнонационального
самосознания, может являться не только горизонтальной – в отношении к
современникам, к соседним народам, группам, но вертикальной, подразумевающей
понимание и не осуждение не-таких-как-мы предыдущих поколений. Материал 6 и 7
класса – раскрывает взаимосвязь концептов культура и этнос.
В 8 классе предполагается изучение истории (этногенеза)
чувашского народа с древних времен до Х века н.э. При таком тематическом
планировании синхронизацию курсов истории России, всеобщей истории и истории
чувашского народа можно назвать «догоняющей». Курс истории чувашского народа до
XVI века в силу своей сложности материала целесообразнее изучать в более
старших классах, не в 6 классе¸ как это предполагает Концепция нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории. Это положение также
связано и с практическим отсутствием в современных школьных курсах истории
России хронологических пластов до нашей эры, и не рассматриваются исторические события
Центральной и Средней Азии этого периода. В 9-10 классах возможна полная и
полноценная синхронизация курсов истории России, всеобщей истории и истории
чувашского народа и Чувашии. Материал 8 класса – раскрывает (не в полной мере)
взаимосвязь концептов история и этнос.
В 9 классе предполагается продолжение изучения истории
чувашского народа и расширение тематического поля включением понятия Чувашия
(концепт регион) с X века по наше время. Изучение современного периода истории
Чувашии сопровождается темами культуры Чувашии, таким образом,
взаимообусловленными оказываются все 4 концепта: культура, история, этнос и
регион.