История и культура родного края

Аннотация к рабочим программам по предмету «История и культура родного края». 5-9 классы

Рабочие программы по предмету «История и культура родного края» для  5-9 классов составлены на основе «Примерной программа курса по истории и культуре родного края», рекомендованной научно-методическим советом Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (протокол заседания №4 от 7 мая 2015 года)

Целью программы по истории и культуре родного края является формирование у учащихся целостного историко-культурного образа современной Чувашии и чувашского народа в контексте российской и мировой культуры.

Задачами изучения курса истории и культуры родного края являются:

‒ овладение учащимися научными знаниями об основных этапах этногенеза чувашского народа, становления и развития Чувашской Республики, месту и роли чувашского народа в истории России и в становлении российского государства;

‒ овладение учащимися основными научными знаниями о культуре чувашского народа, развития народной культуры, становлении и развитии профессиональной культуры Чувашской Республики;

‒ знакомство с многообразной народной культурой России, мира и формирование основ для понимания и восприятия особенностей разных культур;

‒ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к Чувашской Республике, ее полиэтничному народу, многонациональному Российскому государству;

‒ способствование формированию у учащихся ориентиров гражданской, этнической, культурной идентификации в современном мире;

‒ приобщение школьников к культурным ценностям чувашского народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;

‒ формирование у школьников способности к межкультурному диалогу, умений применять историко-культурологические знания в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

‒ формирование у школьников эстетического вкуса, восприятия памятников истории, культуры как ценного достояния и бережного отношения к культурному наследию.

 

Содержательная составляющая курса полностью соответствует Фундаментальному ядру содержания общего образования, в том числе обозначенным в нем базовым национальным ценностям, что выражается и в возможности интеграционных связей со всеми учебными предметами общего образования.

 

 Общая характеристика предмета

Программа курса истории и культуры родного края составлена по модульному принципу, основой которого являются следующие концепты:

регион (Чувашская Республика);             КУЛЬТУРА              ЭТНОС          

этнос (чувашский народ);                         

культура;                                                    РЕГИОН                ИСТОРИЯ

история.

Раскрывая эти понятия в учебном процессе, в действие вовлекается еще один концепт, который условно можно обозначить как «разнообразие культур». Во взаимодействии всех этих концептов реализуется возможность отражения особенного и общего в культуре и истории Чувашии.  

На основе этих концепт-понятий формируется содержательная структура курса, в состав которой входят:

Культура региона и соответственно элементы культуры народов Чувашии (диалог культур по-горизонтали);

Культура этноса (чувашского народа) и элементы этнической культуры других народов России и мира (диалог культур по-вертикали);

История региона (Чувашской Республики) в контексте истории Российской Федерации;

История чувашского народа в контексте истории народов и государств Евразии. 

 

Методологической основой курса истории и культуры родного края является системно-деятельностный подход, который выражается: во взаимосвязях всех тематических модулей и отельных тематических единиц содержательной составляющей курса на основе вышеобозначенных концептов; организации активной учебной деятельности учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей; реализации развития личности в процессе образовательной деятельности.

Научной базой курса являются, в основном, следующие научные дисциплины: культурология, история и все вспомогательные исторические дисциплины, этнология, культурная и социальная антропология, этнография, искусствоведение, филология.

 Результаты освоения предмета «история и культура родного края»

К личностным результатам освоения курса ИКРК на ступени основного общего образования, относятся:

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, прошлому и настоящему народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам России и Чувашии;

осознание своей этнической принадлежности; знание основ истории, культуры своего народа, своего края, знакомство с культурным наследием народов России;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование уважительного отношения к труду, ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное и религиозное многообразие современного мира;

формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни и трудолюбие;

формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;

развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием чувашского народа и народов России;

формирования бережного отношения к историческим и современным материальным и духовным ценностям Чувашии, России и всего человечества.

 

Метапредметные результаты включают в себя:

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные);

 способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

 

К универсальным учебным действиям, формирующимся в результате освоения курса ИКРК на ступени основного общего образования, относятся:

регулятивные действия:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные действия:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью, смысловое чтение;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование и развитие экологического мышления, умение применить его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

 

Предметные результаты освоения курса ИКРК

 

К предметным результатам освоения курса ИКРК на ступени основного общего образования относятся:

формирование основ гражданской, этнонациональной, культурной самоидентификации личности, осознающей и принимающей поликультурность современного многоэтничного общества;

осознание общечеловеческой цивилизационной ценности культурного и исторического наследия народов России и мира;

осмысления опыта истории и культуры Чувашии, как части российской и мировой истории и культуры;

овладение элементами основ научного подхода к этнологическим проблемам истории и культуры чувашского и других народов; знание ряда базовых понятий, терминов этнологии и культурологи;

овладение основами научных знаний об этногенезе чувашского народа, об истории Чувашии и Поволжья в контексте российской и евразийской историй; 

формирование основ для понимания особенностей народной культуры, познания основ чувашской культуры, знакомства с культурами разных народов и воспитания уважения к ним; представлений о единстве и многообразии и культурного пространства Чувашии и России;

готовность применять знания о культуре и истории чувашского и других народов для взаимопонимания и бесконфликтного общения в современном поликультурном обществе;

освоение доступных способов изучения культурных явлений современного общества с получением и анализом информации, в том числе из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

готовность применять культурологические и исторические знания для выявления и сохранения культурных и исторических памятников, артефактов Чувашии, России и мира;

 

На этапе основного общего образования в 5 классе для полного понимания взаимосвязей и преемственности развития культуры предполагается сопоставительное изучение явлений искусства, науки, физической культуры Чувашии прошлого (народная культура) и современности (профессиональная культура), а также знакомство с конфессиями республики. Параллельно рассматриваются аналогичные явления в культурах других народов. Материал 5 класса – пропедевтика тем раскрывающих взаимосвязи концептов культура, регион, этнос. 

В 6 и 7 классах предполагается изучение чувашской народной культуры, на основе этого изучения происходит погружение в так называемую историю повседневности людей прошлых веков. Многие явления чувашской народной культуры аналогичны явлениям других народов тех лет, и знакомство с ними нивелирует недостаточное понимание обществом культуры своих крестьянских предков. Подавляющее большинство современных жителей России являются потомками крестьян, которые еще в XIX веке составляли около 90% всего населения нашей страны. Необходимо понимать, что толерантность, в самом позитивном смысле этого термина, ни в ком случае не отрицающего собственного этнонационального самосознания, может являться не только горизонтальной – в отношении к современникам, к соседним народам, группам, но вертикальной, подразумевающей понимание и не осуждение не-таких-как-мы предыдущих поколений. Материал 6 и 7 класса – раскрывает взаимосвязь концептов культура и этнос.

В 8 классе предполагается изучение истории (этногенеза) чувашского народа с древних времен до Х века н.э. При таком тематическом планировании синхронизацию курсов истории России, всеобщей истории и истории чувашского народа можно назвать «догоняющей». Курс истории чувашского народа до XVI века в силу своей сложности материала целесообразнее изучать в более старших классах, не в 6 классе¸ как это предполагает Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Это положение также связано и с практическим отсутствием в современных школьных курсах истории России хронологических пластов до нашей эры, и не рассматриваются исторические события Центральной и Средней Азии этого периода. В 9-10 классах возможна полная и полноценная синхронизация курсов истории России, всеобщей истории и истории чувашского народа и Чувашии. Материал 8 класса – раскрывает (не в полной мере) взаимосвязь концептов история и этнос.

В 9 классе предполагается продолжение изучения истории чувашского народа и расширение тематического поля включением понятия Чувашия (концепт регион) с X века по наше время. Изучение современного периода истории Чувашии сопровождается темами культуры Чувашии, таким образом, взаимообусловленными оказываются все 4 концепта: культура, история, этнос и регион.