Аннотация к
рабочим программам по английскому языку 5-9 классы
Рабочие
программы по английскому языку
обеспечивают развитие иноязычных
коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для
продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального
образования.
Освоение
учебного предмета направлено на достижение обучающимися допорогового уровня
иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном
языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала
основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями
других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и
межкультурного общения.
Изучение
иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
v Развитие
иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной):
• речевая компетенция – совершенствование
коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности
(говорении, аудировании, чтении, письме);
• языковая компетенция – систематизация
ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в
соответствии с отобранными темами и сферами общения; освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом
языке;
• социокультурная компетенция –
приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого
иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в 5–7;
формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях
иноязычного межкультурного общения;
• компенсаторная компетенция – развитие
умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении
и передачи иноязычной информации;
• учебно-познавательная компетенция –
дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с
доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и
культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
v Развитие личности учащихся посредством реализации
воспитательного потенциала иностранного языка:
и воспитание у школьников
понимания важности иностранного
языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения,
познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина,
патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию
между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой
культуры.
• формирование дружелюбного и толерантного отношения к
проявлениям иной культуры, уважения к личности, ценностям семьи, оптимизма и
выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального
самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах,
с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом
достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
• создание основы для формирования интереса к
совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к
изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного
языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных
областях;
• создание основы для выбора иностранного языка как
профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и
в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Учебный план школы предусматривает
обязательное изучение английского языка на этапе основного общего образования:
в 5 классе — 3 ч. в неделю, в 6 классе — 3 ч. в неделю, в 7
классе — 3 ч. в неделю, в 8 классе —3 ч. в неделю, в 9 классе — 3 ч. в неделю.
Ожидаемые результаты изучения предмета
В результате освоения программы основного общего
образования пол английскому языку учащиеся достигают личностные, метапредметные
и предметные результаты.
Личностными результатами являются:
- формирование
мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в
образовательной области «Иностранный язык»;
- осознание
возможности самореализации средствами иностранного языка;
- стремление
к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование
коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие
таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- формирование
общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской
идентичности личности;
-стремление
к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать
ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к
проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
- готовность
отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические)
ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметными результатами изучения английского языка в основной школе являются:
- развитие
умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие
коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими,
выполняя разные социальные роли;
- развитие
исследовательский учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск
и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие
смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/, по ключевым словам, /, выделять основную мысль, главные
факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
- осуществление
регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметными результатами изучения английского языка в основной школе являются:
А. В
коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой
деятельности:
говорении:
- начинать,
вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных
ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости
переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать
собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу,
отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать
о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать
краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого
языка;
- описывать
события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/ услышанного,
выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую
характеристику персонажей;
аудировании:
- воспринимать
на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать
на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и
видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи
(сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать
на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие
несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую/нужную/ необходимую информацию;
чтении:
- читать
аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием
основного содержания;
- читать
несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным
пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста
(языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь
оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать
аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации;
письменной
речи:
- заполнять
анкеты и формуляры;
- писать
поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого
этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
- составлять
план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты
проектной деятельности.
Языковая
компетенция:
- применение
правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное
произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение
правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение
ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов
(утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное
членение предложений на смысловые группы;
- распознавание
и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знание
основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание
и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание
и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических
конструкций изучаемого языка; знание признаков изученных грамматических явлений
(видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей,
существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений,
числительных, предлогов);
- знание
основных различий систем иностранного и русского/родного языков;
Социокультурная
компетенция:
- знание
национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей
стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание
и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише,
наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого
языка;
- знание
употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка,
некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки,
пословицы);
- знакомство
с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление
об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
- представления
о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание
роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная
компетенция – умение выходить из
трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме
информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования
языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б.
В познавательной сфере:
- умение
сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение
приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать
текст с разной глубиной понимания);
- умение
действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении
собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность
и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение
пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение
способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В.
В ценностно-ориентационной сфере:
- представление
о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение
взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в
доступных пределах;
- представление
о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и
иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
- приобщение
к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном
языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в
школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
Г.
В эстетической сфере:
- владение
элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление
к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и
средствами иностранного языка;
- развитие
чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи,
музыке, литературе.
Д.
В трудовой сфере:
- умение
рационально планировать свой учебный труд;
- умение
работать в соответствии с намеченным планом.
Е.
В физической сфере:
- стремление
вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Ожидаемые результаты по видам
речевой деятельности/коммуникативные умения
Говорение
1.
Диалогическая речь:
Уметь
вести: диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к
действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.
Объем
диалога – 4–5 реплик (8–9 классы) со
стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – 2,5–3 мин (9 класс).
2.
Монологическая речь
Уметь
пользоваться:
- основными
коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ (включающий
эмоционально-оценочные суждения), рассуждение (характеристика) с высказыванием
своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или
услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем
монологического высказывания – до 10– 12
фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога – 1,5– 2 мин (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее
развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио-
и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием
основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух
текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры
текстов: прагматические,
публицистические.
Типы
текстов: объявление, реклама,
сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание
текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и
иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование
с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных
на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для
аудирования – до 1 мин.
Аудирование
с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном
материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования – до 2 мин.
Аудирование
с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение
выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких
текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время
звучания текстов для аудирования – до 1,5 мин.
Чтение
Уметь
читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием
основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания
(изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации
(просмотровое/поисковое чтение).
Письменная
речь
Уметь:
–
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать
пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
–
заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
–
писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о
его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать
совет, просить о чем-либо). Объем личного письма – около 100–110 слов, включая
адрес;
–
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать
результаты проектной деятельности.
Языковые
знания и навыки
Орфография
Знание
правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого
лексико-грамматического материала.
Фонетическая
сторона речи
Навыки
адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого
иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и
фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая
сторона речи
Овладение
лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения
в пределах тематики основной школы, в объеме 1200 единиц (включая 500,
усвоенных в начальной школе). Лексические единицы включают устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие
культуру стран изучаемого языка.
Основные
способы словообразования:
1) аффиксация:
- глаголов
-dis- (disagree), -mis- (misunderstand),
-re- (rewrite); ize/ise (revise);
- существительных -sion/-tion (conclusion/celebration),
-ance/-ence (performance/influence), -ment (environment), -ity (possibility),
-ness (kindness), -ship (friendship), -ist (optimist), -ing (meeting);
- прилагательных un- (unpleasant),
im-/in- (impolite/inde- pendent), inter- (international); -y (buzy), -ly
(lovely), -ful (careful), -al (historical), -ic (scientific), -ian/-an
(Russian), -ing (loving); -ous (dangerous), -able/-ible
(enjoyable/responsible), -less (harmless), -ive (native);
- наречий -ly (usually);
- числительных -teen (fifteen),
-ty (seventy), -th (sixth);
2) словосложение:
- существительное
+ существительное (peacemaker);
- прилагательное
+ прилагательное (well-known);
- прилагательное
+ существительное (blackboard);
- местоимение
+ существительное (self-respect);
3) конверсия:
- образование
существительных от неопределенной формы глагола (to play – play);
- образование
прилагательных от существительных (cold – cold winter).
Распознавание
и использование интернациональных слов (doctor).
Представления
о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая
сторона речи
Дальнейшее
расширение объема значений грамматических средств, изученных ранее, и
знакомство с новыми грамматическими явлениями.
- Нераспространенные
и распространенные простые предложения, в том числе с несколькими
обстоятельствами, следующими в определенном порядке (We moved to a new house
last year); предложения с начальным ‘It’ и с начальным ‘There + to be’ (It’s
cold. It’s
five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the
park).
- Сложносочиненные
предложения с сочинительными союзами and, but, or.
- Сложноподчиненные
предложения с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if,
because, that’s why, than, so.
- Сложноподчиненные
предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом
so, that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that.
- Сложноподчиненные
предложения с союзами whoever, whatever, however, whenever.
- Условные предложения реального (Conditional I –
If it doesn’t rain, they’ll go for a picnic) и нереального характера (Conditional II –
If I were rich, I would help the endangered animals; Conditional III – If she
had asked me, I would have helped her).
-
Придаточные предложения цели.
-
Придаточные предложения следствия.
-
Выражение желания.
-
Наречия частотности.
- Глаголы в действительном залоге в Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous; Past, Future Simple;
Past Perfect, Past Perfect Continuous; глаголы в пассивном залоге в Present, Past, Future Simple; эквиваленты
модальных глаголов (have to, should);некоторые фразовые глаголы
(например, take care of, look for); конструкцию to be going to для выражения будущего действия; конструкцию there is/there are в Past Simple.
- Все
типы вопросительных предложений (общий, специальный, альтернативный,
разделительный вопросы). Вторые части разделительных вопросов.
- Побудительные
предложения в утвердительной (Be careful) и отрицательной (Don’t worry) форме.
- Предложения с конструкциями as ... as, not so
... as, either ... or, neither ... nor.
- Конструкция
to be going to (для выражения будущего действия). Другие способы выражения
будущего времени.
- Конструкции It takes me ... to
do something; to look/feel/be happy.
- Конструкции be/get used to
something; be/get used to doing something.
- Конструкции с инфинитивом типа I saw Jim ride/riding his bike. I want you to meet me
at the station tomorrow. She seems to be a good friend.
- Определительные придаточные предложения.
- Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple; Present, Past
Perfect; Present, Past, Future Continuous; Present Perfect Continuous;
Future-in-the-Past).
- Страдательный залог.
- Каузативная форма.
- Модальные глаголы и их эквиваленты (can/could/be able
to, may/might, must/have to, shall/should, would, need). Логические заключения/выводы.
-
Относительные наречия.
-
Ограничительные и неограничительные определительные придаточные предложения.
- Косвенная
речь в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем
и прошедшем времени. Согласование времен в рамках сложного предложения в плане
настоящего и прошлого.
- Причастия
настоящего и прошедшего времени.
- Неличные
формы глагола (герундий, причастия настоящего и прошедшего времени) и их
функций.
- Фразовые
глаголы, обслуживающие темы, отобранные для данного этапа обучения.
- Определенный,
неопределенный и нулевой артикли (в том числе c географическими названиями).
- Неисчисляемые
и исчисляемые существительные (a pencil, water), существительные с причастиями
настоящего и прошедшего времени (a burning house, a written letter). Существительные
в функции прилагательного (art gallery).
- Степени
сравнения прилагательных и наречий. Выражения предпочтения.
- Личные
местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной
форме (mine). Неопределенные местоимения (some, any) и их производные.
-
Возвратные местоимения.
- Наречия,
оканчивающиеся на -ly (early), а также совпадающие по форме с прилагательными
(fast, high).
- Устойчивые
словоформы в функции наречия типа sometimes, at last, at least, etc.
- Числительные
для обозначения дат и больших чисел.
Социокультурные знания и умения
Умение
осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о
национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого
языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других
предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
–
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
–
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их
символике и культурном наследии;
–
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями
(в проведении выходных дней, основных национальных праздников),
распространенными образцами фольклора (скороговорками, поговорками,
пословицами);
–
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран
изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно
известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном
языке;
–
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях
формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную
лексику);
–
умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать
помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные
умения
Совершенствуются
умения:
–
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
–
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
–
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно
поставленных вопросов;
– догадываться
о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и
мимике;
–
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых
средств.
Общеучебные
умения и универсальные способы деятельности
Формируются
и совершенствуются умения:
–
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
–
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации,
извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной
информации;
–
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами,
словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
–
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы
исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими
методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных
данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная
презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе
над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками
проектной деятельности;
–
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные
учебные умения
Формируются
и совершенствуются умения:
–
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
–
семантизировать слова на основе языковой догадки;
–
осуществлять словообразовательный анализ;
–
выборочно использовать перевод;
–
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
–
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.