Аннотация к рабочим программам по информатике 5-9 классы
Информатика
– это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, а также методах и средствах их
автоматизации. Положения, которые рассматривает информатика, служат основой
создания и использования информационных и коммуникационных технологий. Курс
информатики вместе с математикой, физикой, химией, биологией закладывает основы
естественно - научного мировоззрения. Благодаря большому количеству
междисциплинарных связей способы деятельности, освоенные на уроках информатики,
находят применения как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, ориентированы на
формирование межпредметных и личностных результатов.
Цели и задачи изучения информатики в основной школе в 7–9
классах:
·
развитие общеучебных умений и навыков на основе
средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с
различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
·
целенаправленное
формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель»,
«алгоритм» и др.;
·
воспитание
ответственного и избирательного отношения к информации;
·
развитию
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·
формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики счет развития представлений об информации как важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности,
·
государства, общества;
понимания роли информационных процессов в современном мире;
·
совершенствование
общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе
систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и
способов деятельности в области информатики и ИКТ;
·
развитию навыков
самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,
моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
·
воспитание
ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических
аспектов ее распространения, воспитание стремления к продолжению образования и
созидательной деятельности с применением средств ИКТ
В содержании курса информатики основной школы
сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании
информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализован в
полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
В соответствии с учебным планом школы
предусматривается выделение по 35 часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в
7, 8 классах (1 час в неделю) и в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
• формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
• развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
• владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
• умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловое
чтение;
• умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с за- дачей коммуникации; владение устной и письменной
речью;
• формирование и
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
Информация и способы её представления
Выпускник научится:
-
использовать термины
«информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу
между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
-
описывать размер
двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
-
записывать в двоичной
системе целые числа от 0 до 256;
-
кодировать и
декодировать тексты при известной кодовой таблице;
-
использовать основные
способы графического представления числовой информации.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с примерами использования
формальных (математических) моделей,
-
понять разницу между математической (формальной)
моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической
(формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
-
узнать о
том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два
символа, например 0 и 1;
-
познакомиться с тем, как информация (данные)
представляется в современных
-
компьютерах;
-
познакомиться с двоичной системой счисления;
-
познакомиться с двоичным кодированием текстов
и наиболее употребительными современными кодами.
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
-
понимать термины
«исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
-
понимать различие между непосредственным
и программным управлением исполнителем;
-
строить модели различных
устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и
системы команд этих исполнителей;
-
понимать термин
«алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд,
пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при
выполнении команды);
-
составлять неветвящиеся
(линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном
алгоритмическом языке (языке программирования);
-
использовать логические
значения, операции и выражения с ними;
-
понимать (формально
выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления
(условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых
и табличных величин;
-
создавать алгоритмы для
решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и
повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
-
создавать и выполнять
программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде
программирования.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с
использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими
структурами;
-
создавать программы для
решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
-
базовым навыкам работы с
компьютером;
-
использовать базовый
набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных
средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы,
-
электронные таблицы,
браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
-
знаниям, умениям и
навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными
системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соответствующей терминологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с программными средствами для
работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
-
научиться создавать текстовые документы,
включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
-
познакомиться с примерами использования
математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических
исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
-
базовым навыкам и
знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и
внеучебных задач;
-
организации своего
личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет-сервисов и т. п.;
-
основам соблюдения норм
информационной этики и права.
Выпускник получит возможность научиться:
-
познакомиться с принципами устройства Интернета
и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
-
познакомиться с постановкой вопроса о том,
насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она
доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности
информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников
и в разные моменты времени и т.п.);
-
узнать о
том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
существуют международные и национальные стандарты;
-
получить представление о тенденциях развития
ИКТ.