Аннотация к рабочим программам по алгебре 7-9 классы.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического
образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и
практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего
мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической
культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит
вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо
в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его
объектом являются пространственные формы и количественные отношения
действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания
принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и
технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью
моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Целью изучения курса геометрии в 7-9 классах
является систематическое изучение свойств геометрических фигур на
плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического
мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин
(физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.
В соответствии с целью формируются задачи учебного процесса: систематическое изучение свойств
геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений,
развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения
смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших
классах.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные
линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение
геометрических величин», «Координаты», «Векторы», «Логика и множества»,
«Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия»
(элементы наглядной стереометрии), способствует развитию пространственных
представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение
геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической
фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира.
Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить
логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач
вычислительного и конструктивного характера, а также при решении практических
задач.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты»
и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые
находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных
предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что
представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении
различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое
развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли
в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для
формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для
общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают
возможность:
-
развить представление о числе и роли вычислений
в человеческой практике;
-
сформировать практические навыки выполнения
устных, письменных инструментальных вычислений, развить вычислительную
культуру;
-
овладеть символическим языком геометрии;
-
выработать формально-оперативные геометрические
умения и научиться применять их к решению математических и нематематических
задач;
-
развить пространственные представления и
изобразительные умения;
-
освоить основные факты и методы планиметрии,
познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
-
получить представления об особенностях выводов и
прогнозов;
-
развить логическое мышление и речь – умения
логически обосновывать суждения;
-
проводить несложные систематизации;
-
приводить примеры и контрпримеры;
-
использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях
и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных
процессов и явлений.
Учебный план школы на
изучение предмета «Геометрия» в 7-9
классах отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Геометрия»
Программа
обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
личностные:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных
интересов;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически
некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность
при решении геометрических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной
математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических
объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
-
умение самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-
умение осуществлять контроль по результату и по способу
действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности
её решения;
-
осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного
выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)
и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать
знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и
роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
формирование и развитие учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентности);
-
первоначальные представления об идеях и о методах
математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования
явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной
ситуации в других дисциплинах, в окружающем мире;
-
умение находить в различных источниках информацию,
необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной
форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства
наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и
понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные способы
рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение
действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать
алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
-
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам
содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая
фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать
реальные процессы и явления;
-
умение работать с геометрическим текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в
устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики,
использовать различные языки математики, проводить классификации, логические
обоснования, доказательства математических утверждений;
-
овладение навыками устных, письменных, инструментальных
вычислений;
-
овладение геометрическим языком, умение использовать его
для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных
представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических
построений;
-
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их
свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах,
умение применять систематические знания о них для решения геометрических и
практических задач;
-
умение измерять длины отрезков, величины углов,
использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов
геометрических фигур;
-
умение применять изученные понятия, результаты, методы для
решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора,
компьютера.
Требования к уровню подготовки обучающихся (по годам
обучения)
В результате
изучения геометрии 7 класса обучающиеся должны уметь/знать:
-
Знать,
какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке,
изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых,
объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.
-
Объяснить,
что такое луч, изображать и обозначать лучи, знать какая геометрическая фигура
называется углом, что такое стороны и вершины угла, обозначать неразвёрнутые и
развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла,
проводить луч, разделяющий его на два угла;
-
Какие
геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой
отрезка, какой луч называется биссектрисой угла; сравнивать отрезки и углы,
записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину
отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
-
Измерить
данный отрезок с помощью масштабной линейки и выразить его длину в сантиметрах,
миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит
данный отрезок на два отрезка, длины которых известны;
-
Что
такое градусная мера угла, находить градусные меры углов, используя
транспортир, изображать прямой, острый, тупой и развёрнутый углы;
-
Какие
углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы
называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие
прямые называются перпендикулярными; уметь строить угол, смежный с данным
углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные
углы;
-
Объяснить,
какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы; что такое
периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и
доказательство первого признака равенства треугольников;
-
Определения
перпендикуляра, проведённого из точки к данной прямой, медианы, биссектрисы,
высоты треугольника, равнобедренного и равностороннего треугольников; знать
формулировку теорем о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного
треугольника;
-
Формулировки
и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников;
-
Определение
окружности, уметь объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга
окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения:
отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла;
прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой;
середины данного отрезка;
-
Определение
параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых
секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать, какие отрезки
и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих,
соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух
прямых;
-
Аксиому
параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых
и применять их при решении задач;
-
Доказывать
теорему о сумме углов треугольника и её следствия; знать какой угол называется внешним
углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным,
тупоугольным;
-
Доказывать
теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из
неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
-
Доказывать
свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства
прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при
решении задач;
-
Какой
отрезок называется наклонной, проведённой из данной точки к данной прямой, что
называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя
параллельными прямыми; уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между
ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.
В
результате изучения геометрии 8 класса обучающиеся должны уметь/знать:
-
Объяснить,
какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое
периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести
формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
-
Знать
определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков
параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при
решении задач; делить отрезок на n равных частей с
помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
-
Знать
определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и
признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач;
знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь
строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и
центральной симметрией.
-
Знать
основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника,
уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении
задач.
-
Знать
формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь
их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников,
имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.
-
Знать
теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при
решении задач.
-
Знать
определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об
отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
уметь применять их при решении задач.
-
Знать
признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении
задач.
-
Знать
теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и
применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить
отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
-
Знать
определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного
треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать
значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
-
Знать
возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение
касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять
при решении задач.
-
Знать,
какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная
мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о
произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и
применять их при решении задач.
-
Знать
теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их
следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и
применять при решении задач.
-
Знать,
какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около
многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об
окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного
четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.
В результате изучения геометрии 9 класса обучающиеся
должны уметь/знать:
-
Знать
определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы,
откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
-
Уметь
объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения
векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется
противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов,
пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить
разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
-
Знать,
какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать
свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней
линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии
трапеции; уметь решать задачи.
-
Знать
формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о
разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над
векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
-
Знать
и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала,
координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;
уметь решать задачи.
-
Знать
и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и
прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
-
Знать,
как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать
основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат
точки; уметь решать задачи.
-
Знать
и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов;
уметь решать задачи.
-
Уметь
объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного
произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение
скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
-
Знать
определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об
окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной
в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и
стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь
их вывести и применять при решении задач.
-
Знать
формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора;
уметь применять их при решении задач.
-
Уметь
объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движания
плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями
и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный
ему треугольник; уметь решать задачи.
-
Уметь
объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что
параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать
задачи.
-
Иметь
представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве;
знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.