Аннотация
Рабочая
программа разработана на
основе авторской программы по биологии 5-9 классы системы «Алгоритм успеха»
издательского центра «Вентана-Граф»: И.Н.Пономарёва,B.C.Кучменко,
О.А. Корнилова, А.Г.Драгомилов,Т.С.Сухова, Л.В. Симонова. -М.: Вентана -
Граф, 2015. - 400с.
Цели и задачи обучения.
Цели биологического образования в основной
школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания
предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими
для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том
числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий
(объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности
развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения
решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная
взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому
они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов
глобальными целями биологического образования являются:
•
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя
её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;
• приобщение
к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование
призвано обеспечить:
• ориентацию
в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и
здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитие
познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения
природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• овладение
ключевыми компетентностями: учебно - познавательной, информационной, ценностно
- смысловой, коммуникативной;
•
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности
эмоционально
Кроме того, учебный предмет
«Биология» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению
школьников.
Форма организации
образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых
знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок,
комбинированный урок, урок контроля знаний).
Технологии обучения: личностно-ориентированное
обучение, дифференцированное и
индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.
Средства, формы и методы контроля
Результаты промежуточной аттестации,
представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных
образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их
способности к решению учебно- практических и учебно – познавательных задач и
навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе
совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является
внутренней оценкой. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе
государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования, необходимых для продолжения образования. Государственная
(итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к
образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.
Промежуточный
• контрольно
- оценочная самостоятельность, работа с чужими и собственными текстами
(письменная дискуссия) может быть проверена через разработку специальных
предметных контрольно – измерительных материалов.
• умение
работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут
быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в
разные виды и формы деятельности обучающихся.
Система
оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию
для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и
интерпретации результатов измерений.
Текущий
Для контроля уровня достижений учащихся
используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий,
тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа,
дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная
работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный
контроль, проекты. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в
системе уроков предусмотрены уроки - зачеты, контрольные работы. Курс завершают
уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить
умения, приобретенные при изучении биологии.
В ходе текущей, тематической, промежуточной
оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных
действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе
стандартизированной итоговой проверочной работы, например, уровень
сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов
может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой
оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового
индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о
достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты
выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по предмету. Система
оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого
подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня
достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации
индивидуальной работы с обучающимися. Кроме того личностные достижения могут
накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных
достижений.
Общая характеристика учебного предмета.
Настоящая программа по биологии для
основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и
составляет вместе с другими предметами (физической географией, химией, физикой)
непрерывный школьный курс естествознания. Перечисленные ниже основные идеи
курса находят свой фундамент в курсе «Окружающего мира».
Функционально-целостный
подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программах 5–7
классов строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и
системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при
этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным
стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных
функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды
организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных
процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех
уровнях организации живого.
Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса
биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с
самого начала изучения предмета в основной средней школе. В программе 5–7-го
классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов
важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое
становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе
исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в
экологических разделах курса.
Экосистемный
подход. По
нашему мнению, среднее биологическое
образование должно быть, прежде всего, экологически
ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед
человечеством. В программе 9-го класс показана взаимообусловленность
компонентов природных комплексов, в программе 5-го классов – роль биотической и
абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы
организмов в экосистемах, в программе 8-го класса – роль условий жизни человека
в поддержании его работоспособности и здоровья.
Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого
основного научного метода, без
применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и
получить ни одного научно значимого вывода,
потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить
к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную
программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный
метод получил в биологии. Поэтому в программу 5 и 7 классов введены
разделы, посвященные сравнительному методу.
Рабочая
программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
•
многообразие и эволюция органического мира;
•
биологическая природа и социальная сущность человека;
• структурно
- уровневая организация живой природы;
• ценностное
и экокультурное отношение к природе;
• практико -
ориентированная сущность биологических знаний.
Описание места учебного предмета в учебном
плане
В соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й
класс. Общее количество уроков в неделю
с 5-го по 9-й класс составляет 7 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7-й класс
– 1(учебник рассчитан на 2 часа); 8–9-й классы – 2 часа в неделю).
К программе прилагается оценивание результатов обучения по биологии.