Аннотация к рабочим программам по алгебре 7-9 классы.
Сознательное
овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в
повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая
значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются
количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка
необходима для понимания принципов устройства и использования современной
техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является
языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и
процессы, происходящие в природе.
Алгебра
является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение
других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам
естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления
учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного
цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой
и профессиональной подготовки школьников.
Развитие
у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических
абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения
математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в
системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в
практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств
мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
Целью изучения
курса алгебры в 7 - 9 классах является развитие вычислительных умений до
уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и
смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного
средства математического моделирования задач, осуществление функциональной
подготовки школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня
обучения, постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных
заключений. Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать
практические задачи
Изучение
алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование
своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку
результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать
свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого,
аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей
задачей школьного курса алгебры
является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических
умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют
формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие
определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают
механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает
одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и
изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в
эстетическое воспитание учащихся.
В курсе алгебры можно выделить следующие основные
содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего
изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления,
формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических
навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной
школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием
первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у
учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики,
смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение
математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений
реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в
частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных
рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных
форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их
способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется
вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение
школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для
описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала
способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики
(словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование
представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел
«Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования,
усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим,
прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности— умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей,
производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики
позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа
вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При
изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной
картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики
как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного
мышления.
Учебный план школы на
изучение предмета «Алгебра» в 7-9
классах отводит 3 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Алгебра»
Программа
обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
1)
личностные:
-
сформированность ответственного отношения к
учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному
построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых
познавательных интересов;
-
сформированность целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
сформированность коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли
в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
представление о математической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития
цивилизации;
-
критичность мышления, умение распознавать
логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость,
активность при решении алгебраических задач;
-
умение контролировать процесс и результат
учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2) метапредметные:
-
умение самостоятельно планировать альтернативные
пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
-
умение осуществлять контроль по результату и по
способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы;
-
умение адекватно оценивать правильность или
ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
-
осознанное владение логическими действиями
определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых
связей;
-
умение устанавливать причинно-следственные
связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать
знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы
работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
сформированность учебной и общепользовательской
компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ- компетентности);
-
первоначальные представления об идеях и о
методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве
моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте
проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках
информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и
вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические
средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации,
интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных
задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные
способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и
создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность,
направленную на решение задач исследовательского характера.
3) предметные:
-
умение работать с математическим текстом
(структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно
выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую
терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный,
символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию,
доказывать математические утверждения;
-
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление
о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных
зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в
реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и
прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
умение выполнять алгебраические преобразования
рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и
задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно
составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных
случаев и эксперимента;
-
умение решать линейные и квадратные уравнения и
неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы;
применять графические представления для решения и исследования уравнений,
неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из
математики, смежных предметов, практики;
-
овладение системой функциональных понятий,
функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать
их свойства, использовать функционально-графические представления для описания
и анализа математических задач и реальных зависимостей;
-
овладение основными способами представления и
анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и
вероятности случайных событий;
-
умение применять изученные понятия, результаты и
методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.